Лем Станислав - 'культура Как Ошибка'



Станислав Лем
"Культура как ошибка"
Wilhelm Klopper "DIE KULTUR ALS FEHLER" (Universitas Verlug)
Сочинение приват-доцента В.Клеппера "Культура как ошибка", несомненно,
заслуживает внимания как оригинальная антропологическая гипотеза. Но
прежде чем перейти к сути дела, не могу удержаться от замечания о форме
изложения. Эту книгу мог написать только немец! Склонность к
классификации, к тому безупречному порядку, который породил бесчисленные
справочники, превратила немецкую душу в конторскую ведомость. Дивясь
бесподобной композиции, которой блистает эта книжка, нельзя не задуматься
о том, что если бы Господь Бог был немцем, то наш мир, возможно, не стал
бы лучше, но зато олицетворял бы собой муштру и порядок. Безукоризненность
формы изложения просто подавляет - хотя нет никаких замечаний и по
существу. Здесь не место вдаваться в пространные рассуждения о том, не
оказало ли пристрастие к армейскому уставному строю, симметрии, равнению
направо воздействия на выбор некоторых тем, типичных для немецкой
философии и особенно - для ее онтологии. Гегель любил космос как Пруссию,
ибо в Пруссии был порядок! Даже такой одержимый эстетикой мыслитель, как
Шопенгауэр, в своем сочинении "Ueber die vierfache Wurzel des Satzes vom
zureichendem Grunde" ["О четверояком корне закона достаточного основания"
(нем.)] продемонстрировал, как муштра влияет на стиль. А Фихте? Однако я
вынужден лишить себя удовольствия - отклонений от темы, - что для меня
особенно нелегко, ибо я не немец. Ну что же, к делу!
Клоппер снабдил свой двухтомный труд предисловием, введением и
вступлением. (Идеал формы - триада!) Приступая к существу вопроса, он
сначала обсуждает то представление о культуре как ошибке, которое считает
неверным. Согласно этой, неверной, как утверждает автор, теории,
характерной для британской школы, представленной главным образом Уистли и
Сэдботтхэмом, любая форма поведения любого организма, которая не помогает
и не мешает ему выжить, есть ошибка. Ведь для эволюции единственный
критерий разумности поведения - это способность выжить. Животные, которые
ведут себя так, что выживают успешнее других, поступают, согласно этому
критерию, более разумно, чем те, которые вымирают. Беззубые травоядные с
эволюционной точки зрения бессмысленны, ибо, едва родившись, должны
погибнуть от голода. По аналогии с этим травоядные, которые хоть и имеют
зубы, но жуют ими не траву, а камни, тоже эволюционно бессмысленны,
поскольку и им суждено исчезнуть. Далее Клоппер цитирует известный пример
Уистли: допустим, говорит английский автор, что в каком-то стаде павианов
некий старый павиан, вожак стада, по чистой случайности начинает поедать
птиц, как правило, с левой стороны.
Допустим, у него был искалечен палец правой руки, и, поднося птичку к
зубам, он старался держать добычу левым боком кверху. Молодые павианы,
перенимая повадки вожака, чье поведение является для них образцом,
начинают ему подражать, и вот вскоре, то есть через одно поколение, все
павианы этого стада начинают поедать пойманных птиц с левой стороны. С
точки зрения адаптации это поведение бессмысленно, ибо павианы с
одинаковой для себя пользой могут приниматься за добычу с любой стороны,
тем не менее в этой группе зафиксирован именно такой стереотип поведения.
Что же он собой представляет? Он представляет собой зародыш культуры
(протокультуру) как поведения, бессмысленного для адаптации. Как известно,
эту концепцию Уистли развил уже не антрополог, а философ английской



Содержание раздела