Лем Станислав - История Бит-Литературы В Пяти Томах



Станислав Лем
История бит-литературы в пяти томах
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ. Под бит-литературой мы понимаем любые тексты
не-человеческого происхождения, то есть такие, _непосредственным_ автором
которых не был человек. (Зато он мог быть им _косвенно_ - предприняв
действия, побудившие непосредственного автора к творчеству.) Дисциплина,
изучающая всю совокупность таких произведений, называется битистикой.
По сей день в ней не установилась единая точка зрения на границы
изучаемого предмета. В этом главном вопросе сталкиваются два направления,
или две школы, в обиходе именуемые битистикой Старого Света (или
европейской) и Нового Света (или американской). Первая, следуя духу
классической гуманистики, изучает тексты, а также условия (в том числе
социальные) их возникновения, но не занимается
функционально-конструктивными особенностями означенных авторов. Вторая,
американская школа, к предмету битистики относит также анатомию и
функциональные аспекты создателей изучаемых произведений.
Данная монография не ставит целью рассмотрение этой спорной проблемы -
мы ограничимся лишь несколькими замечаниями. Молчание традиционной
гуманистики по вопросу об "анатомии и физиологии" авторов есть следствие
того очевидного факта, что все они - люди, и различия между ними суть
различия между существами одного ж того же вида. Для специалиста по
романской литературе, указывает проф. Рамбле, было бы абсурдом начинать
исследование с констатации того факта, что автором "Тристана и Изольды"
или "Песни о Роланде" был многоклеточный организм, сухопутное позвоночное,
живородящее, легочное, плацентарное, млекопитающее и т.д. Но не будет
таким же абсурдом указать, что автор "Анти-Канта", ИЛЛИАК-146, - это
семотопологический, многорядно-параллельный, субсветовой, исходно
полиглотический компьютер 19-й бинастии, с сетевой обособленной памятью и
рабочим моноязыком типа УНИЛИНГ, с интеллектронным потенциалом,
достигающим в максимуме 10^10 эпсилон-сем на миллиметр эн-мерного
конфигурационного пространства каналов связи. Эти данные объясняют
некоторые конкретные особенности текстов, принадлежащих ИЛЛИАКУ-164. Тем
не менее, продолжает проф. Рамбле, битистика _не обязана_ заниматься
именно этой, технической (по отношению к человеку мы сказали бы:
зоологической) стороной бит-авторов, и причин тому две. Первая,
практическая и менее важная, связана с тем, что учет анатомии требует
необычайно обширных технических и математических знаний, в полном объеме
недоступных даже специалисту по теории автоматов; и в самом деле, эксперт,
специализирующийся в этой теории, свободно разбирается лишь в какой-то
одной ее области, которой он себя посвятил. Невозможно требовать от
специалистов по битистике - гуманитариев по образованию и научному методу
- того, что даже профессионалам-интеллектронщикам недоступно в полном
объеме; поэтому максимализм американской школы вынуждает ее вести
исследования большими смешанными коллективами, а это всегда дает плачевные
результаты - никакой коллектив, никакой "хор" критиков не заменит
по-настоящему одного критика, который охватывает изучаемый текст целиком.
Вторая, более важная и коренная причина заключается попросту в том, что
битистика, даже если ввести в нее "анатомическую поправку", оказывается
беспомощной при анализе текстов "бит-апостазии" (о чем будет сказано ниже)
Любые познания интеллектронщиков недостаточны, чтобы точно понять, каким
образом, почему и с какой целью создан данный текст - если ег



Содержание раздела