Лем Станислав - Игры В Интернете



Станислав Лем
Игры в Интернете
Игры в Интернете уже давно стали модными. Такая игра, в принципе, сводится
к выбору одной из многих уже существующих рамочных схем-прототипов; игроки,
которых может быть много (но не слишком), могут выбирать для себя или
выдумывать "характеры", фигурирующие в сюжете, который разыгрывается на
экранах персональных мониторов. Сама сеть (Интернет) просто является системой
связи "всех игроков со всеми", но в игре могут принимать участие и "существа",
"создания", за которыми ни один игрок-человек (передвигающий по сети свое
alter ego) не стоит, поскольку в сети могут быть и активные подпрограммы,
имитирующие кого-либо или что-либо.
Интернетно-компьютерные игры такого типа принципиально происходят на
машинном языке, выбранном для обеспечения единообразия возникающих ситуаций и
договоренностей. Говоря правду, прототипами игр являются, скорее всего (судя
по их сюжетам), схемы из фэнтази, то есть из области science fiction, а то и
просто из сказок. Психосоциологический анализ показывает, что одной из
доминант этих игр, как оказывается, является БЕГСТВО от действительности. В
играемую им самим роль игрок может войти очень сильно. Но так как игроков
много и в границах схемы данной "партии-игры" каждый ведет себя так, как
хочет, то остальные игроки могут не только проказничать, но и создавать
серьезные неприятности, за которые не нужно отвечать (в смысле ответственности
за "нарушение прав личности"), потому что все, что происходит, происходит не
"на самом деле". Это и есть высшее - благодаря технологическому прогрессу -
производное от просто детских игр, в которых на себя принимаются произвольные
роли и этим ролям нужно (хотя бы немного) подчиняться. Потребность в таком
поведении как уход от реальности хорошо известна различным "фанам" SF,
обменивающимся письмами с оценкой прочитанных и особо обожаемых текстов. Ранги
"игроков", точнее их компьютерно-интернетных представителей, очень различны,
часто начинаются откуда-то "снизу", чтобы затем "восходить" в карьере, борясь
с драконами (не знаю, откуда взялась эта повальная ПОТРЕБНОСТЬ в драконах),
попадая иногда на единорогов, ведьм, волшебников, вампиров, чтобы потом
попасть на "высоком" уровне на принцев или принцесс, с которыми можно
пожениться, а за всем этим наблюдают "маги". С моей точки зрения -
профессионала фантазии - все это представляется очень наивным, примитивным и
last but not least отсутствует в нем по-настоящему развитое воображение; но
сказанное - это только вступление к тому, что может наступить в будущем.
Игры являются заменителями наполовину конденсированных, наполовину
конкретизированных мечтаний или грез; очевидно, что игроки, наделенные более
развитым интеллектом, определяя для себя цели более высокие, чем типичные цели
большинства существующих игр (кроме овладения принцессой, речь может идти и о
получении, в результате достижения источника "живой воды", бессмертия и т.п.),
могут вести войны, объединяться в коалиции - одним словом, имитировать уже не
сказки, а стратегическо-политические игры, но все это по-прежнему может
происходить только на машинном языке, который для управления компьютерами
используют люди, хотя на экранах могут показываться и очертания замков,
лабиринтов, таинственных "силовых экранов" и т.д. Но в любом случае от игры
можно отказаться, и не может быть даже и речи о том, чтобы игрок, если он
только остался таким же психически нормальным человеком, который начал игру,
не мог в любую м



Содержание раздела